В спорах о защите прав потребителей, одной из сторон всегда выступает гражданин, а с другой - организация либо индивидуальный предприниматель (изготовитель, исполнитель, продавец, импортер), осуществляющие продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг. Как показала судебная практика,70-80% дел решается в пользу потребителей. Зачастую судьи исходят из всем известного выражения"клиент всегда прав". Даже само название Закона «О защите прав потребителей» говорит само за себя. Выиграет тот, кто представит в суд больше доказательств, имеющих значение для дела.

Получить консультацию по телефону

Рынок товаров и услуг в современном мире довольно широк. Отношения производителей, продавцов, покупателей, импортеров и т.д. регулирует закон о правах потребителей. Он вступил в силу в 1992 году. Нарушения в сфере торговли встречаются довольно часто, а покупатели просто не знают, куда обращаться, чтобы отстоять справедливость и свои права. Юрист по защите прав потребителя – это специалист узкого профиля, который располагает практическим и теоретическим опытом, а также знаниями в данной области правоотношений.

Ведь вот парадокс: обманутый покупатель может неплохо заработать на продавце.

Для этого достаточно внимательно изучить Закон о защите прав потребителей и практику Верховного суда Российской Федерации.

Потребитель, который купил товар (услугу) ненадлежащего качества может рассчитывать на следующие виды возмещения нарушенных прав:

  1. Штраф в размере 50% от суммы, взысканной с продавца;

  2. Пени в размере 1% за день просрочки;

  3. Возмещение морального вреда;

  4. Возмещение затрат на экспертизу, услуги представителя и другие виды расходов.

Компенсация вреда, причиненного здоровью потребителя, упущенная выгода и ряд других выплат будут рассмотрены в другой статье.

Штраф
Выигрывая в суде спор, с применением законодательства о защите прав потребителей, гражданин может взыскать с продавца в полтора раза больше, чем было потрачено на покупку.

Штраф в размере 50% от суммы, которая была присуждена покупателю, обяжут оплатить продавца, который отказался возместить убытки гражданина добровольно.
Такое требование закреплено в пункте 6 статье 13 Закона и пункте 46 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 28.06.2012г. №17.

Закон буквального говорит, что: «При удовлетворении судом требований потребителя, которые не были удовлетворены в добровольном порядке, суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду».

Зная об этом требовании законодательства, многие продавцы хитрят, и возмещают потребителю понесенные убытки, что называется в последний момент. То есть, когда уже начался судебный процесс, но решение еще не вынесено.
Так продавцы избегают оплаты штрафа.

В самом деле: зачем продавцу расставаться с деньгами, если он еще не уверен, что обманутый покупатель пойдет до конца?
С другой стороны, видя настойчивость покупателя и убедившись в серьезности его намерений, продавец возвращает деньги, избегая наложения штрафных санкций.
Зная об этом моменте, вы сможете ответить себе на вопрос: «Стоит ли обращаться в суд?»

Пени
На удовлетворение требований покупателя о возврате денег за некачественный товар или возмещении расходов, статьей 22 Закона продавцу отведено десять дней.

За необоснованный пропуск этого срока, нарушивший закон продавец должен оплатить покупателю неустойку в размере одного процента от стоимости товара, за каждый день просрочки.
Сумма достаточно серьезная, особенно для дорогих вещей.

Пеня  может быть начислена за несвоевременное выполнение продавцом следующих требований покупателя:

  • о соразмерном уменьшении покупной цены товара

  • о возмещении расходов на исправление недостатков товара

  • о возврате уплаченной за товар денежной суммы

  • о возмещении убытков, причиненных потребителю

Кроме того, пеня начисляется за несвоевременное выполнение работ или оказание услуг, но это тема для отдельной статьи.

Компенсация морального вреда

Прямое упоминание об обязанности компенсации морального вреда, причиненного покупателю, содержится в статье 15 Закона о защите прав потребителей.
Независимо от того, какой материальный ущерб был причинен покупателю, он имеет право требовать от продавца компенсации морального вреда за нарушение прав потребителя.

Эта компенсация производится в дополнение к штрафам, пеням и другим платежам, которые обязан произвести продавец некачественного товара.
Главным обстоятельством, от которого зависит, примет ли суд решение о компенсации морального вреда, является установление факта нарушения прав потребителя.

В Пленуме, о котором я упоминала ранее, четко сказано: «При решении судом вопроса о компенсации морального вреда, достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя«.(пункт 45)

Размер компенсации не зависит от суммы материального ущерба, он определяется судом индивидуально, оценивая какие нравственные и моральные страдания перенес потребитель.
Закон рекомендует оценивать перенесенные страдания с учетом здравого смысла и разумности, поэтому не стоит рассчитывать на получение компенсации в размере стоимости новой машины за покупку просроченного молока.

Возмещение убытков потребителя
Под убытками понесенными потребителем следует понимать те расходы, которые он произвел для восстановления своих нарушенных прав.

В том числе прав потребителя получить достоверную информацию о производителе и качестве приобретенного товара, его свойствах и ограничениях в применении.
Весь комплекс прав потребителя описан в Законе о защите прав потребителей и других нормах гражданского законодательства. 

Обращаясь ко мне за помощью, Вы получите услуги квалифицированного юриста по защите прав потребителей. Связаться с мной можно по телефону. Я на основе полученных сведений проанализирую случай, подберу соответствующие нормативные акты и разработают индивидуальный алгоритм действий для заявителей. Мои услуги по правам потребителя – это экономия собственных сил, времени и денежных средств.